Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Вокзал железнодорожной станции «Грязи», 1883 г.
Тип объекта Выявленный объект культурного наследия
Местоположение Липецкая область, Грязинский район, г. Грязи, пл. Привокзальная
Вид объекта Здание
Датировка 1883 г.
Правоустанавливающие документы - Приказ начальника ГУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" от 15.06.2002 г. № 18
Современное значение Гражданское
Охранный статус -
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Современный г. Грязи, возникший как пристанционный поселок со строительством в 1861-1871 гг. железнодорожных линий Елец-Грязи, Козлов-Воронеж, Грязи-Царицин, является крупным железнодорожным узлом со станциями Грязи-Воронежские, Грязи-Орловские, Грязи-Волгоградские (Грязи-Царицинские).

Здание пассажирского вокзала было построено на станции Грязи-Воронежские. Первоначальное деревянное здание вокзала не могло справиться с потоком пассажиров и в 1879 г. техническим исполнительным комитетом железных дорог Министерства путей сообщения был разработан проект нового вокзала. Проект был рассмотрен императором Александром II 5 июля 1879 г. и возвращен на доработку с резолюцией: «Башни на оконечностях здания слишком высоки». 18 ноября 1879 г. на пути императора из Ливадии в Москву «проект устройства означенных башен», выполненный инженером министерства путей сообщения Журавским был «Высочайше одобрен». В 1883 г. вокзал на ст. Грязи был построен. В ряде дореволюционных изданий он называется одним из лучших пассажирских зданий в России. В здании нового вокзала располагались просторный двусветный зал с зеркальными простенками для пассажиров первого и второго класса, отдельно зал для пассажиров третьего класса, буфет, почта, телеграф, парикмахерская, книжный и газетный шкафы, киоск для страхования от несчастных случаев на железных дорогах, киоск для продажи мелких вещей, необходимых в пути. К протяженным фасадам вокзала по всей длине примыкал дебаркадер.

Со станции Грязи отправлялись поезда в 4-х направлениях, «пассажирская сутолока не прекращается на вокзале ни на минуту в сутки. Здесь вы встретите в каждую данную минуту представителя того многомиллионного конгломерата «племен наречий, состояний», именуемого «матушка Русь».

В разное время на Грязинском вокзале бывали писатели Г.И. Успенский, М. Горький, И.А. Бунин (в Грязях проживала его сестра Мария Алексеевна, бывшая замужем за машинистом Ласкаржевским).

В годы гражданской войны была сбита штукатурка, разбиты окна, разграблены интерьеры. После ремонта архитектурные детали упрощены.

В 1943 г.

возникла необходимость капитального восстановления здания вокзала. Проект восстановления был подготовлен институтом «Мостранспортпроект», работы велись Уравлением строительно-восстановительных работ. Капитальному ремонту Грязинского вокзала была присвоена категория первой очереди. Предполагалось восстановить крышу, стропила, центральное отопление, электроосвещение, провести отделочные работы. К 1946 г. 90% работ было закончено.

Последующие капитальные ремонты вокзала ст. Грязи-Воронежские были проведены в 1962-1965 гг. и 2001-2008 гг. В настоящее время продолжается приспособление третьего этажа здания под современное использование вокзала. В ходе реконструкции нач. 2000-х гг. была восстановлена первоначальная объёмно-пространственная композиция, отдельные элементы планировки и архитектурного декора.

Первоначальное здание вокзала подверглось перестройкам в 1930-1940-х гг., когда была сделана надстройка над боковым двухэтажным юго-западным крылом здания, тогда же был разобран дебаркадер и частично изменен архитектурный декор фасадов. В 1962-1965 гг. были проведены ремонтные работы с частичным изменением планировки и архитектурного оформления фасадов и интерьеров, в частности были обложены кирпичом и оштукатурены чугунные колонны в интерьерах. В ходе реконструкции 2001-2008 гг. были разобраны надстройки 1930-х гг. и частично восстановлен первоначальный облик фасадов и интерьеров здания, в частности, возобновлен первоначальный вид чугунных колонн. Однако характер реконструкции не позволяет говорить о полном восстановлении первоначального облика здания, поскольку ряд отдельных архитектурных деталей не был воссоздан. В интерьерах залов для пассажиров были сохранены объемы лестниц, появившиеся уже в советский период, но получившие новое архитектурное оформление.

С 2001 г. по настоящее время проводится приспособление здания под современное использование с частичным восстановлением первоначального архитектурного облика.

В 2002 г. «Вокзал железнодорожный станции «Грязи» был внесен в список выявленных объектов культурного наследия Липецкой области.