Наименование объекта | Церковь Знамения, 1768-1794 гг. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Липецкая область, Липецкий район, с. Вешаловка, ул. 8 марта, 75 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1768-1794 года |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Баженов В.И. |
Построена в 1768–1794 гг. на средства Я.А. Татищева в его имении Знаменское по проекту В.И. Баженова.
Храм сооружен в стилевых формах русской псевдоготики. Особенностью этого стилевого направления было сочетание планировочных и объемно-пространственных принципов классицизма с использованием свободно трактуемых форм древнерусского зодчества и отдельных мотивов европейской готики. Одним из самых ярких примеров русской псевдоготики и является церковь Знамения. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки и окна уживаются с русским пятиглавием и классическими пилястрами. Четырехъярусная колокольня, три верхних яруса которой круглые в плане, по верхнему периметру первого и третьего ярусов имеет балконы. Храмовая часть — квадратная в плане, с ризалитами, фланкирующими
северный и южный фасады, завершенными угловыми островерхими главками из кирпича, перекрыта коробовым куполом со слуховыми окнами по четырем сторонам света. Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм. Прямоугольная апсида декорирована по трем сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру. Особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор. Архитектурное решение колокольни перекликается со стилевыми поисками европейских зодчих, осуществляемых в направлении историзма в русле преромантической традиции последней трети XVIII в.
Храм — уникальное культовое сооружение конца XVIII в., не имеющее прямых аналогов даже в творчестве самого Баженова.