Наименование объекта | Знаменская церковь, 1822 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Липецкая область, Лебедянский район, с. Кузминка |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1822 г. |
Правоустанавливающие документы | - Постановление главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. № 106 |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Построена в 1822 г. на средства помещицы Д.Р. Кошелевой.
Расположена на пологом склоне левого берега р. Красивая Меча, рядом с территорией бывшего усадебного сада. Объемно-пространственная композиция храма чрезвычайно выразительна. К миниатюрному двусветному, квадратному в плане основному объему церкви, увенчанному ротондой светового барабана, с востока примыкает пятигранная апсида, с запада — трапезная с двумя приделами (северным и южным) и четырехъярусной колокольней. Храм сооружен из кирпича с использованием белого камня для отдельных архитектурных деталей. Северный и южный фасады церкви фланкированы четырехколонными портиками ионического ордера с треугольными фронтонами, обработанными дентикулами. Верхняя часть восточного и западного фасадов оформлены пилястровыми портиками с аналогичными фронтонами. Оконные проемы апсиды, первого светового яруса северного и южного фасадов церкви и трапезной прямоугольные, второго светового яруса, северного и южного фасадов круглые. Оконные проемы оформлены профилированными наличниками. Над окнами апсиды и трапезной расположены ниши ромбовидного рисунка. Северо-восточная и юго-восточная грани апсиды, северо-восточная, северо-западная, юго-восточная и юго-западная грани объемов приделов трапезной обработаны белокаменным рустом. Световой барабан, обработанный пилястрами ионического ордера, прорезан по
сторонам света полуциркульными оконными проемами, между которыми расположены полуциркульные ниши аналогичного формата. Особое изящество силуэту храма придает венчающий полусферический купольный свод (покрытие утрачено), малый глухой барабан с главкой с вогнутыми стенами, декорированные ложными люкарнами. Первый и второй ярусы колокольни квадратные в плане, третий и четвертый круглые. Первый ярус фланкирован по сторонам света двухколонными портиками ионического ордера с треугольными фронтонами, обработанными дентикулами. Оконные проемы в интерколумниях в два света (прямоугольный внизу, круглый вверху) прорезаны по аналогии с северным и южным фасадами церкви. Второй ярус прорезан по сторонам света полуциркульны_ ми оконными проемами, прямоугольные проемы звона третьего яруса декорированы колоннами ионического ордера. Объем четвертого яруса прорезан по сторонам света люкарнами, стены вогнуты по аналогии с малым барабаном церкви. Завершение колокольни утрачено.
Продуманность и выразительность объемно-пространственной композиции, изящество пропорций, профессионализм исполнения архитектурного декора позволяют отнести здание храма к числу лучших образцов культового зодчества эпохи высокого классицизма. Авторство проекта принадлежит незаурядному архитектору. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения