Наименование объекта | Комплекс ж/д станции «Астапово»: Училище железнодорожное с церковью-школой, 1905-1909 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Липецкая область, Лев-Толстовский район, пос. Лев-Толстой, ул. Привокзальная, 10 |
Вид объекта | Элемент ансамбля |
Датировка | 1905-1909 гг. |
Правоустанавливающие документы | - Постановление главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. № 106 |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Исторический облик станции Астапово, ее планировка и застройка сложились в связи со строительством Рязано-Уральской железной дороги. Можно выделить два строительных периода: 1889–1890 гг. — прокладка железнодорожных веток от ст. Богоявленск Рязано-Козловской железной дороги на Данков и Лебедянь; 1898–1900-е гг. — строительство новых направлений для связи Поволжья, Урала и Среднерусского центра.
15 декабря 1889 г. приказом № 2214 г. министром путей сообщения был утвержден проектный план станции. В 1892 г. Общество Рязано-Козловской железной дороги было преобразовано в Общество Рязано-Уральской железной дороги, а с 1898 г. ст. Астапово оказалась в центре строительной деятельности Общества, в результате которой она была связана с Московско-Павелецкой линией железной дороги. Подход новой линии и увеличение в несколько раз движения по дороге вызвали необходимость расширения и модернизации станции Астапово.
В 1900–1910 гг. на станции было выстроено новое кирпичное двухэтажное здание вокзала, примкнувшее к старому деревянному. Тогда же была благоустроена территория станции — замощены улицы и подъезды, разбит небольшой парк, устроена оранжерея.
В 1912 г. был снят фиксационный план станции Астапово. Ее планировочная структура определялась двумя рядами жилой застройки с выделенной между ними центральной площадью, замкнутой в торцах двумя равномасштабными доминантами — водонапорной башни и церкви.
К началу расширения станция Астапово была переведена в станции III класса, и при строительстве зданий были использованы типовые проекты, но с существенными индивидуальными чертами. Сегодня внешний облик станции практически не изменился и является ярким образцом застройки того
времени.
Здания вокзала, телеграфа, амбулатории, училища с церковью и пристанционный парк.
Одноэтажное кирпичное здание включает учебный корпус реального училища, прямоугольный в плане, вытянутый по оси запад — восток, и примыкающую с юга к центральному ризалиту домовую церковь. Главный северный фасад в тринадцать световых осей обработан стилизованными пилястрами, простенки между которыми образуют филенчатые ниши, прорезанные прямоугольными, с эллипсообразным завершением оконными проемами.
Фланги и центральная часть фасада выделены ризалитами, которые завершают аттики (центральный — прямоугольный, фланги — трехлопастные). Дверной проем и два боковых оконных проема центрального ризалита прямоугольные, с полуциркульным завершением. В архитектурном декоре фасадов использованы мотивы ширинок, наборных фигурных полуколонок, зубчатых поясков. Компактный, прямоугольный в плане объем церкви с полуциркульной в плане апсидой перекрыт коробчатым сводом, увенчанным глухой луковичной главкой (восстановлена). С запада примыкает папертькрыльцо, фасад которой акцентирован треугольным щипцом. Прямоугольные, с полуциркульным завершением оконные проемы апсиды декорированы профилированными фигурными наличниками с трехлопастным очельем. Линия карниза апсиды подчеркнута зубчатым поясом. Линия карниза основного объема храма — городчатым поясом и поясом ширинок.
Архитектурный декор прямоугольной в плане трапезной, соединяющей здания училища и церкви, аналогичен декору главного фасада училища.
Здание сооружено в стилевых формах эклектики с использованием мотивов псевдорусского стиля и элементов стиля модерн (форма оконных проемов училища и трапезной).