26 сентября 2018 г. в конференц-зале Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области по адресу: г. Липецк, ул. Фрунзе, 10, состоялось подведение итогов проекта «Воссоздание кашарского некрополя Кожиных», который осуществлялся на средства Фонда президентских грантов на территории храмов св. Автонома и св. Митрофана в с. Кашары Задонского района.
Храмовый комплекс св. Автонома Италийского и св. Митрофана Воронежского – памятник архитектуры федерального значения. Храм св. Автонома построил полковник Преображенского полка, флигель-адъютант свиты Павла I, уездный начальник задонского ополчения в годы Отечественной войны 1812 г., предводитель дворянства Задонского уезда в 1831-1833 гг., кавалер ордена св. Анны II степени Иван Артамонович Кожин. В 1833 г. Иван Артамонович Кожин был захоронен у алтарной стены построенного им храма. В ограде храма были погребены и другие члены семьи Кожиных, а также представители других дворянских фамилий, находящихся с Кожиными в родстве. Сегодня от некрополя у храма кроме двух надгробий не осталось и следа. В 1930-х гг. одни памятники намеренно были смещены с могильных мест и повреждены, другие – уничтожены.
В 2017 г. приход храма подал заявку в Фонд президентских грантов по направлению сохранение исторической памяти с изложением проектных мероприятий, направленных на воссоздание фамильного некрополя строителей храма, которая была поддержана. С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, сохранившиеся памятники-надгробия Ивана Артамоновича Кожина и Надежды Ивановны Фроловой (в девичестве Кожиной) восстановлены и вновь установлены на территории некрополя. Так же установлен стенд с информацией об истории храмового комплекса и дворян Кожиных. Одна из участников проекта, заместитель директора ОБУК «Госдирекция» Наталия Дмитриевна Ивашова рассказала, что надгробные памятники сохранились с утратами: у них не было завершения, отсутствовало основание у одного из них. Недостающие элементы восстанавливались по аналогам, выявленным на территории некрополя Донского монастыря в Москве. Изготавливались элементы из черного гранита (из черного гранита выполнены и сами памятник) на камнеобрабатывающем заводе г. Долгопрудный. Реставрация надгробий и их установка по подготовленной площадке на месте склепов некрополя была выполнена производственной фирмой по изготовления памятников и оград «Мастерская Бредихиных» (г. Липецк).
В ходе реализации проекта были проведены историко-архивные исследования, которые позволили установить ранее неизвестные факты из жизни строителя храмов в Кашарах – Ивана Артамоновича Кожина. Настоящую радость вызвали документы, обнаруженные в фондах Российского государственного военно-исторического архива, из которых следовало, что Иван Артамонович 8 февраля 1800 г. из титулярного советника был переименован в капитаны с повелением состоять по армии с ношением мундира лейб-гвардии Преображенского полка и определением в свиту Его Императорского Величества флигель-адъютантом 22 ноября этого же года.
Флигель-адъютант – звание, которое в глазах каждого заслуженного полковника и даже бригадира было наивысшей наградой (Н. Самокиш. Столетие военного министерства. Императорская главная квартира. История государевой свиты. СПб., 1902. С. 454). Пожалование свитского звания в царствование Павла Петровича было одним из доказательств особого монаршего благоволения и считалось наиболее почетным отличием. При Павле I флигель-адъютантское звание становится исключительно военно-придворным. 8 марта 1800 г. последовал Высочайший приказ «флигель адъютантов Его Императорского Величества исключить из полковых списков тех полков, в коих они состояли. Флигель-адъютантом Иван Артамонович Кожин был недолго: уже через четыре месяца, по вступлении на престол императора Александра I, И.А. Кожин был определен к статской службе коллежским советником. С 4 апреля 1801 г. по 12 февраля 1804 г. он состоял при Департаменте герольдии для определения на службу, а затем был уволен в звании полковника и с позволением носить общий военный пехотный мундир.
Архитектурные достоинства храмового комплекса раскрыл искусствовед Андрей Рюрикович Ломоносов. Он обратил внимание, что храмы с. Кашары являются хорошими примерами ампирной архитектуры. Авторы проектов нам неизвестны. Но архитектурные особенности ротондального храма, освященного в честь священномученика Автонома, указывают на мастера, который был воспитан архитектурной школой конца XVIII в. Храмы-колокольни, которые часто встречались в Допетровской Руси, в XVIII-XIX вв. чаще строились в монастырских комплексах и, прежде, всего как храмы над въездными воротами в монастыри. Такой вид храма-колокольни, освященного в честь первого епископа Воронежского Митрофана, представляют редкость для архитектурной традиции XIX в.
Восстановление памятников в ограде храмов стали некоторым мостиком к дальнейшему благоустройству храмовой территории. В рамках третьего этапа проекта «Воссоздание кашарского некрополя Кожиных» проводился конкурс на лучший проект комплексного благоустройства территории храмового комплекса в с. Кашары. Студия ландшафтного дизайна «VEGA» презентовала проект благоустройства территории храма, получивший первую премию в конкурсе.
Настоятель храма и руководитель проекта иеромонах Феофил (Турцев) выступил со словами приветствия и вручил благодарственные письма за содействие в реализации проекта партнерам – Липецкому областному краеведческому обществу и Государственной дирекции по охране объектов культурного наследия Липецкой области.