Наименование объекта | Ансамбль пл. Ленина: Христорождественский собор, 1791-1842 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Липецкая область, г. Липецк, пл. Соборная, 4 |
Вид объекта | Элемент ансамбля |
Датировка | 1791-1842 гг. |
Правоустанавливающие документы | - Постановление главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. № 106 |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | Адамини Т. |
Площади Ленина — главной площади города — в 1990-е г. было возвращено прежнее название — Соборная. Возведением в конце XVIII в. на холме высокого правого берега р. Воронеж Христорождественского собора было положено начало ее формированию. Генеральным планом г. Липецка 1805 г. на этом месте предписывалось разместить также здания присутственных мест и гостиных рядов. Но данные проекты так и не были завершены. Окончательно ансамбль площади сформировался по проекту Н.Ф. Бровкина в 1958 г. когда было построено здание Дома Советов и жилых домов слева и справа от него. Автором проектного решения при построении архитектурно-пространственной композиции площади решена задача бережного отношения к архитектурному наследию прошлого и органичного использования особенностей ландшафта. Дом Советов, гостиница и жилые дома в окружении, ориентированные на пойму р. Воронеж, размещены по рельефу наклонной, полукруглой в плане площадке и решены с учетом архитектурной стилистики Христорождественского собора.
Строительство собора велось в несколько этапов: в 1791–1803 гг. строилась храмовая часть собора (предположительно по проекту Т. Адамини); в 1825–1835 гг. — 60-метровая пятиярусная колокольня; в 1840–1842 гг. — каменная трапезная, соединившая основной объем храма с колокольней. Первоначально здание церкви было сооружено в плане греческого креста с полуциркульной в плане апсидой. Квадратный в плане световой барабан, прорезанный по сторонам света большими трехчастными полуциркульными окнами, перекрыт полусферическим куполом с главкой. Северный и южный фасады двусветной трапезной в пять световых осей прорезаны на уровне первого
световогояруса прямоугольными оконными проемами, декорированными треугольными сандриками, на уровне второго светового яруса — лучковыми оконными проемами, вписанными в профилированные архивольты. Углы прямоугольного в плане объема трапезной скруглены, что придает фасадам дополнительную пластическую выразительность. Первый, второй и третий ярусы колокольни квадратные в плане, четвертый представляет собой вытянутый по вертикали восьмигранный объем, пятый — круглый в плане. Первый ярус по северному, западному и южному фасада фланкирован четырехколонными портиками ионического ордера с треугольными фронтонами.
Фасады второго яруса прорезаны по сторонам света лучковыми оконными проемами, размещенными в плоских полуциркульных нишах с полуциркульными архивольтами. Углы второго яруса обработаны сплошным рустом. Третий ярус, прорезанный арочными проемами звона, по сторонам света, огибает сплошной портик-лоджия ионического ордера. В боковых интерколумниях фасадов размещены прямоугольные с полуциркульным завершением плоские ниши. Восьмигранный объем четвертого яруса также прорезан по сторонам света арочными проемами звона, обработанными трехчетвертными колоннами коринфского ордера. Простенки обработаны пилястрами коринфского ордера. Фасады четвертого яруса по сторонам света завершены треугольными фронтонами. Цилиндрический объем пятого яруса перекрыт небольшим полусферическим куполом со шпилем (отсутствовал в первоначальном проекте здания).
Ансамбль Христорождественского собора — один из лучших образцов культового зодчества в стилевых формах высокого и позднего классицизма на территории Липецкой области.