Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Усадьба Нечаева-Мальцева: Усадебный дом, конец XVIII в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Липецкая область, Данковский район, с. Полибино, ул. Школьная
Вид объекта усадьба / элемент усадьбы
Датировка конец XVIII века
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624
Современное значение Гражданское
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор Баженов В.И., Померанцев А.Н.
Описание объекта

Усадьба расположена в юго-восточной  части села Полибино (ранее сельцо Сторожево Данковского уезда Рязанской губернии) на восточном берегу  Безымянного овражка, который является ответвлением Крутого оврага. Безымянный овражек перегорожен плотинами и в его русле образовано два пруда: верхний и нижний. Усадебный дом поставлен на небольшом удалении от нижнего обширного пруда. За усадебным домом вплоть до берега р. Дон территория усадебного парка. Усадьбу с северо-востока ограничивает долина реки Дона; с юго-запада — суходольный глубокий овраг с обрывистым левым берегом; с западной – овраг с устроенными в нем прудами, почти под прямым углом впадающий в первый. Таким образом, сама природа защитила территорию усадьбы естественными преградами, человек украсил этот уголок садами и парком, прудами и строениями.

Усадебный комплекс создавался в конце XVIII в. и на протяжении XIX в. В это время усадьба принадлежала трем поколениям дворянского рода Нечаевых. Д.С. Нечаев (1742–1820) — устроитель усадьбы, предводитель данковского дворянства. С.Д. Нечаев (1792–1860) — обер-прокурор Священного Синода, сенатор, поэт, первый историк Куликовской битвы. Ю.С. Нечаев-Мальцев (1834–1813) — гофмейстер, член Совета мануфактур и торговли, почетный член Академии художеств России, вице-президент Петербургского общества поощрения художеств, почетный член Московского университета и Московского археологического общества, меценат, создатель Музея изящных искусств им. Александра III (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). В усадьбе Полибино бывали выдающиеся представители русской культуры — Л.Н. Толстой, К.Д. Бальмонт, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, А.Н. Померанцев, В.Г. Шухов и др. В усадебном доме располагался первый музей Куликовской битвы.

Усадебный дом: главный корпус, соединенный галереями с двумя флигелями, и парк подчинены единому композиционному решению. Памятник служит ярким примером усадьбы зажиточного дворянина выполненной в классическом стиле. Водонапорная башня В.Г. Шухова уникальное сооружение гиперболоидной конструкции. На территории усадьбы садовая водонапорная башня XIX в., дом садовника и прачечная включены в список выявленных объектов культурного наследия.

Усадебный дом

Построен в конце XVIII в., подвергся перестройке в 1894-1895 годы под руководством А.Н. Померанцева. Дом сложен из красного кирпича с белокаменными архитектурными деталями. Главный корпус прямоугольный в плане по линии восточного фасада имеет три  выступающих ризалита.  Все его фасады решены индивидуально.

Западный фасад дома строится по девяти вертикальным осям, отмеченным окнами. Оконные проемы прямоугольные, за исключением среднего и крайних проемов во втором этаже, которые прямоугольные с полуциркульным завершением. Он делится на три равные части, из которых центральная в три световых оси с проемом входа, выложенного шлифованными белокаменными плитами и завершенного сандриком-полочкой с замковым камнем, акцентирована сильно выдвинутым вперед четырех колонным белокаменным портиком с фронтоном и высоким аттиком над ним. В портике во втором этаже устроен балкон, выход на который оформлен тройным окном с полуколоннами.  Крайние оси фасада выделены раскреповкой и украшены лопатками. Пластичность плоскости фасада обусловлена раскреповками в крайних осях, фланкируемых лопатками. Раскреповки так же украшены балконами,  в оформлении проема которого использован мотив тройного окна, где остеклена только средняя часть,  боковые узкие части– ниши углубленные в кладку стены. Вертикальное членение складывается из горизонталей белокаменных поясов: над цоколем, облицованным шлифованными плитками белого камня, межэтажный

белокаменный карниз и с белокаменными деталями в оформлении венчающего многообломного карниза. Боковые фасады – северный и южный, обработаны очень просто. Они повторяют композицию и обработку стен западного фасада, только здесь отсутствует портик и лопатки в простенках между окнами. Восточный фасад, так же трехчастный и слагается из  ризалитов,  значительно выдвинутых вперед. Крайние ризалиты прямоугольные в плане завершаются треугольным фронтоном, скаты и карниз которых оформлены белым камнем. Плоскость ризалита обработана так же как плоскости раскреповок крайних осей западного фасада. Средний объем прямоугольный со срезанными углами в плане завершается горизонтальным карнизом со вставкой белого камня по углам и зубчатым поясом по периметру.  Боковые фасады ризалитов и простенки между ними имеют оси в два прямоугольных окна с клинчатой перемычкой. Плоскости граней срезанных углов прорезаны на первом этаже прямоугольными с полуциркульным завершением проемами, во втором — высокими арочными проемами с  белокаменными треугольными сандриками. На высоту первого этажа среднего ризалита примыкает павильон, поверху которого устроен обширный балкон. Вход в павильон оформлен по принципу итальянского окна.  На площадку обширного балкона ведет широкий прямоугольный проем, перекрытый белокаменной балкой. Внутри проема поставлены белокаменные колонны с базами и капителями. Проем второго света – полуциркульное окно, поделенное на три части колонками.

Ансамбль усадебного дома представляет значительную историко-художественную ценность как образец усадебного строительства в стилевых формах высокого классицизма. Автором проекта предполагается В.И. Баженов.

Флигели – северный и южный – построены в кон. XVIII в. одноэтажными отдельно стоящими. В 1894-1896 гг. под руководством А.Н. Померанцева они надстроены вторыми этажами и соединены галереями с главным корпусом. Для размещения лестницы со стороны входа с восточного фасада построены дополнительные помещения.

В целом флигели схожи по плану и архитектурному оформлению, но не идентичны друг другу. Они имеют интересную форму планов, представляющих квадраты, из которых углы обращенные в парк вырезаны, а внешние, противолежащие им углы немного раскрепованы и в них вписаны обширные ротонды. К ротондам по линиям север-юг и запад-восток примыкают прямоугольные объемы, которые по высоте ниже ротонды.  План северного флигеля несколько отличается от южного пристройкой дополнительного объема к южному фасаду северного флигеля. Оконные проемы первого и второго этажей прямоугольные с клинчатой перемычкой. Исключение составляют высокие арочные проемы во втором этаже ротонд. Средний проем ротонды – оконный, слева и справа от него расположены балконы, по форме повторяющие балконы раскреповочных ризалитов главного корпуса. Балконные двери двустворчатые с остеклением. Перекрытие балконов – кирпичные сводики по металлическим балкам. Вертикальное членение на фасадах выполнено горизонталями межэтажного и венчающего оштукатуренных кирпичных карнизов.

Павильоны соединены с основным корпусом двухэтажной галереей, которая на первом этаже имеет открытые арочные проемы, а во втором она остеклена. Средняя арка галерей несколько шире остальных, т.к.  она являлась  проезжей и закрывалась коваными воротами. Остальные арочные проемы имели кованые решетки геометрического рисунка.  Арочные проемы оформлены штукатурным профилированным наличником и замковым камнем в завершении. Перекрыта аркада кирпичными сводиками по рельсам.

Убранство фасадов осуществлено согласно принятого тоскано-дорического ордера, но творчески переработанного во всех его частях.