Наименование объекта | Вокзал железнодорожной станции «Грязи», 1883 г. |
---|---|
Тип объекта | Выявленный объект культурного наследия |
Местоположение | Липецкая область, Грязинский район, г. Грязи, пл. Привокзальная |
Вид объекта | Здание |
Датировка | 1883 г. |
Правоустанавливающие документы | - Приказ начальника ГУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" от 15.06.2002 г. № 18 |
Современное значение | Гражданское |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Современный г. Грязи, возникший как пристанционный поселок со строительством в 1861-1871 гг. железнодорожных линий Елец-Грязи, Козлов-Воронеж, Грязи-Царицин, является крупным железнодорожным узлом со станциями Грязи-Воронежские, Грязи-Орловские, Грязи-Волгоградские (Грязи-Царицинские).
Здание пассажирского вокзала было построено на станции Грязи-Воронежские. Первоначальное деревянное здание вокзала не могло справиться с потоком пассажиров и в 1879 г. техническим исполнительным комитетом железных дорог Министерства путей сообщения был разработан проект нового вокзала. Проект был рассмотрен императором Александром II 5 июля 1879 г. и возвращен на доработку с резолюцией: «Башни на оконечностях здания слишком высоки». 18 ноября 1879 г. на пути императора из Ливадии в Москву «проект устройства означенных башен», выполненный инженером министерства путей сообщения Журавским был «Высочайше одобрен». В 1883 г. вокзал на ст. Грязи был построен. В ряде дореволюционных изданий он называется одним из лучших пассажирских зданий в России. В здании нового вокзала располагались просторный двусветный зал с зеркальными простенками для пассажиров первого и второго класса, отдельно зал для пассажиров третьего класса, буфет, почта, телеграф, парикмахерская, книжный и газетный шкафы, киоск для страхования от несчастных случаев на железных дорогах, киоск для продажи мелких вещей, необходимых в пути. К протяженным фасадам вокзала по всей длине примыкал дебаркадер.
Со станции Грязи отправлялись поезда в 4-х направлениях, «пассажирская сутолока не прекращается на вокзале ни на минуту в сутки. Здесь вы встретите в каждую данную минуту представителя того многомиллионного конгломерата «племен наречий, состояний», именуемого «матушка Русь».
В разное время на Грязинском вокзале бывали писатели Г.И. Успенский, М. Горький, И.А. Бунин (в Грязях проживала его сестра Мария Алексеевна, бывшая замужем за машинистом Ласкаржевским).
В годы гражданской войны была сбита штукатурка, разбиты окна, разграблены интерьеры. После ремонта архитектурные детали упрощены.
В 1943 г.
возникла необходимость капитального восстановления здания вокзала. Проект восстановления был подготовлен институтом «Мостранспортпроект», работы велись Уравлением строительно-восстановительных работ. Капитальному ремонту Грязинского вокзала была присвоена категория первой очереди. Предполагалось восстановить крышу, стропила, центральное отопление, электроосвещение, провести отделочные работы. К 1946 г. 90% работ было закончено.
Последующие капитальные ремонты вокзала ст. Грязи-Воронежские были проведены в 1962-1965 гг. и 2001-2008 гг. В настоящее время продолжается приспособление третьего этажа здания под современное использование вокзала. В ходе реконструкции нач. 2000-х гг. была восстановлена первоначальная объёмно-пространственная композиция, отдельные элементы планировки и архитектурного декора.
Первоначальное здание вокзала подверглось перестройкам в 1930-1940-х гг., когда была сделана надстройка над боковым двухэтажным юго-западным крылом здания, тогда же был разобран дебаркадер и частично изменен архитектурный декор фасадов. В 1962-1965 гг. были проведены ремонтные работы с частичным изменением планировки и архитектурного оформления фасадов и интерьеров, в частности были обложены кирпичом и оштукатурены чугунные колонны в интерьерах. В ходе реконструкции 2001-2008 гг. были разобраны надстройки 1930-х гг. и частично восстановлен первоначальный облик фасадов и интерьеров здания, в частности, возобновлен первоначальный вид чугунных колонн. Однако характер реконструкции не позволяет говорить о полном восстановлении первоначального облика здания, поскольку ряд отдельных архитектурных деталей не был воссоздан. В интерьерах залов для пассажиров были сохранены объемы лестниц, появившиеся уже в советский период, но получившие новое архитектурное оформление.
С 2001 г. по настоящее время проводится приспособление здания под современное использование с частичным восстановлением первоначального архитектурного облика.
В 2002 г. «Вокзал железнодорожный станции «Грязи» был внесен в список выявленных объектов культурного наследия Липецкой области.