Наименование объекта | Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь: Владимирский собор, 1845-1853 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Липецкая область, Задонский район, г. Задонск, ул. Коммуны, 14 |
Вид объекта | Элемент ансамбля |
Датировка | 1845-1853 гг. |
Правоустанавливающие документы | - Постановление главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. № 106 |
Современное значение | Религиозное |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | Тон К.А. |
Основан в начале XVII в. старцами Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря. В XVIII в. монастырь прославился пребыванием здесь с 1769 по 1783 г. святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, причисление к лику святых и открытие святых мощей которого состоялось в 1861 г. В конце XIX — начале XX в. монастырь входил в десятку крупнейших монастырей России. В 1919 г. монастырь был закрыт, с 1990 г. началось его возрождение. В 1991 г. в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь были возвращены мощи святителя Тихона Задонского. Существующий монастырский комплекс складывался в течение XVIII–ХХ вв. в центральной, возвышенной части г. Задонска. Основная часть этих построек сохранилась до наших дней.
В монастырский комплекс входят также выявленные объекты культурного наследия: «Экономический корпус», «Фрагмент западной части ограды XVIII в.», «Церковь на месте кельи святителя Тихона Задонского»,
«Хозяйственные строения в южной части ограды XVIII–XIX вв.», «Ограда монастыря 1836–1838 гг.», «Дом жилой двухэтажный кон. XIX — нач. XX в.», «Башня угловая юго-западная (цоколь)», «Башня водопроводная нач. XX в.».
Построен в 1845–1853 гг. по проекту архитектора К.А. Тона (1794–1881).
Двусветный прямоугольный в плане монументальный объем храма с тремя полуциркульными апсидами венчает традиционное пятиглавие (центральный световой барабан— шестнадцатигранный, боковые — восьмигранные) с гранеными луковичными куполами. Западный фасад, центральные части северного и южного фасадов обработаны тройными полуколоннами коринфского ордера (без каннелюров), муфтированными посередине и у основания, несущими закомары килевидного рисунка. Окна второго светового яруса и световых барабанов прямоугольные с полуциркульным завершением, в центральных частях фасадов — сдвоенные.
Храм построен в стилевых формах эклектики (так называемого русско-византийского стиля).